Как научить ребенка читать по обычному Букварю?

Кубики Зайцева, карточки Домана, курсы скорочтения…
У современного родителя так много развилок на дороге обучения ребенка грамоте, что разбегаются глаза. Часто хочется спросить: «А что нельзя как раньше по букварю?». Можно!
Начнем с того, что обучение чтению по слогам (звуковой аналитико-синтетический метод) – самый проверенный и универсальный способ научить дошкольника грамоте. Именно на нем основываются современные буквари. Остальные методы призваны или ускорить процесс, или сделать его более игровым, творческим.
Какие есть буквари?


Большинство родителей нынешних дошкольников, услышав “Букварь”, представляют синюю книгу Горецкого, Кирюшина с буквой “А” и детьми в советской форме на обложке. Если вдруг у вас дома сохранилась такая, можно листать ее с детьми, рассказывать про свое детство, но для обучения она немного устарела.


На замену ей пришли два букваря Жуковых. Эти авторы – просто однофамильцы, так совпало :) Первый букварь – Надежды Жуковой – наиболее популярен в дошкольных учреждениях и рекомендован всеми возможными ведомствами. Второй – Олеси Жуковой – почти не отличается по методике и наполнению, однако был издан позже, а значит, имеет более актуальные тексты и картинки. Оба букваря подходят для обучения чтению.

Почему буквари устроены именно так?
Буквы здесь изучаются в специально определенном порядке: сначала проходят три гласные А, У, О...
Любой родитель, обучая ребенка самостоятельно, интуитивно начнет с буквы А. Затем, скорее всего, добавит О (потому что тоже гласная) или М (после этого до слова “ма-ма” – 1 шаг). А вот что дальше? Нужно ли брать буквы по алфавиту? Б, В, Г? Или сначала все гласные, потом все согласные? Или вперемешку?

Букварь решает эту дилемму. Буквы здесь изучаются в специально определенном порядке: сначала проходят три гласные А, У, О (чтобы можно было образовать слог. В каждом слоге всегда есть одна гласная). Затем добавляются согласные М, С, с ними строятся простые слоги: АМ, УС и т.д. Почему простые? Потому что начинаются с гласного звука. Его можно сколько угодно тянуть, пока не вспомнишь, как читается следующий.

Затем гласный и согласный меняются (МО, СУ). Это уже чуть сложнее. Согласные звуки не так хорошо растягиваются. Надо назвать согласный и тут же “нырнуть” с гласный. После слоги становятся сложнее с каждой страницей. Например, к слогу добавляется третья буква (СМУ, ХОР). Именно на этом этапе очень важно научиться “слитности”. Поэтому в книге так много отработки слогов в разной последовательности. Не стоит торопиться и пробегать их.

Наконец, слоги начинают объединяться в слова, а затем в предложения: сначала в простые и короткие (Ма-ма, о-са!), затем в более длинные и сложные (О-ко-ло ма-мы сто-ит Да-ша.). Предложения сначала даны по отдельности, а затем – в текстах с заголовками. Примерно с середины букваря предлагаются тексты, напечатанные более мелким шрифтом. Все постепенно.

Почти все страницы в букваре напечатаны с разделением слов на слоги дефисом. Лишь на последних страницах мы увидим слова, написанные слитно. Это тоже не случайно. Слог – важная единица грамоты. Такая же важная, как буква, слово и предложение. Не стоит бояться задержаться на чтении по слогам слишком долго.
Важные советы
  • Учитесь читать и писать буквы одновременно.
    Осваивайте их со всех сторон. Можно купить пропись или просто альбом. Можно лепить букву из пластилина, вырезать из картона – что угодно. Главное закрепить связь между восприятием (вижу глазами, читаю) с воспроизведением (пишу, рисую).
  • Подходите к чтению креативно.
    Скучно читать целый столбик несвязных слов? Можно сыграть в игру: один читает слово, а второй должен найти его в этом столбике. Страшно браться за большой текст? Начните с изучения картинки. Предположите по ней, о чем будет текст, и тогда чтение из рутины превратится в проверку гипотез.
  • Следите за подсказками в самом букваре.
    Современные авторы готовили эти книги для родителей, а не для педагогов. Поэтому подсказки внизу страницы, на форзаце и обложке – очень ценные.
  • Находите применение знаниям на практике.
    Даже если знания пока крошечные. Если уже научились читать слоги – читайте все вывески по дороге в детский сад. Если пока освоили лишь 2-3 буквы – ищите их вокруг себя. Кто первый найдет букву А на упаковке йогурта, тот победил!
    Если вы регулярно читаете ребенку книги, обращайте внимание, может ли он уже прочитать отдельные слова сам. Просите его о такой помощи.
  • Создавайте учебную атмосферу.
    Если сказку на ночь можно читать лежа в постели, то вот работать с букварем лучше сидя за столом. Важно, чтобы ребенку было удобно раскрыть книгу, под ней ничего не лежало и не мешало, оставалось место под локоть. Большинству детей первое время необходимо следить по строке пальцем. Проконтролируйте, чтобы место было хорошо освещено, на фоне не играла громкая музыка (или не работал телевизор).
  • Используйте положительные подкрепления.
    Это такие повторяющиеся стимулы в мозге, которые ассоциируют деятельность с чем-то приятным. Например, каждый раз после чтения букваря мы с мамой садимся пить чай. Или обводим на плакате изученную букву и считаем, сколько еще букв осталось.
Подпишитесь на обновления!
Оставьте адрес Вашей почты в окошке внизу и получайте бесплатно полезные статьи о подготовке к школе!