Как быстро надо читать для 1 класса?

Чтение – один из главных навыков для дошкольника, а вместе с тем – предмет самых жарких споров. Одни считают, что чтению должна учить школа, а семья и детский сад имеют другие задачи. Другие уверены, что не стоит выяснять, кто кому что должен. К 1 классу надо читать – и точка. Давайте разберемся.
Где узнать?
В официальных источниках (ФГОС ДО) нет информации о том, что освоение чтения является обязательным по окончании дошкольного возраста. Там в качестве задач раннего развития упоминается лишь развитие интереса к чтению и знакомство с жанрами.

Может, можно опереться на требования 1 класса? Снова нет. Стандарт начального образования не диктует норму техники чтения для первоклашек, ее начинают замерять только со второго года обучения. К концу 4 класса от детей ожидают 100-120 слов в минуту, так что мы можем только очень грубо предположить, что у первоклассников это 25-30 слов.

Точную информацию о том, как вам лучше поступить с чтением своего шестилетки, может дать даже не конкретная школа, а именно учитель, к которому вы собираетесь идти. Почему? Если учитель уже знаком с набором, он будет в курсе “средней температуры по больнице”. Например, если класс набирается “сильный”, большинство детей читает бегло и с выражением, хороший учитель обязательно порекомендует читающим по слогам тренировать навык все лето. Если же, наоборот, в классе не все даже доучили буквы, то такому же ребенку, читающему по слогам, вряд ли будет дана эта рекомендация.


Зачем вообще дошкольнику учиться читать?
Чтобы было проще эмоционально.
Давайте честно: первый класс – огромный стресс. Ребенок знакомится с учителем, другими детьми, привыкает к расписанию, новой роли, новым обязанностям, новой ответственности. Это непросто! А если еще и навыки типа чтения и письма развиты плохо, то учеба может с первых дней показаться невыносимым грузом. Другое дело, если база уже есть. Тогда ребенок с большей вероятностью воспримет школу как хорошее место.


Чтобы понимать материал по всем предметам.
Ведь в учебниках по математике, русскому языку и даже ИЗО нужно, как минимум, суметь прочитать задание. Дети, поступившие в школу без навыка чтения, демонстрируют отставание от остальных по всем дисциплинам всё первое полугодие. Далее навык наращивается, отставание выравнивается. Выясняется, что у ребенка не было проблем с математикой или окружающим миром – он просто не мог прочитать задания в учебнике.


Это время формирования привычки к чтению.
А привычка формируется там, где ей это нетрудно сделать. Если в возрасте 5-7 лет ребенок, освоив чтение, часто видит родителей с книгой, знает, какой ему нравится жанр и где взять книгу именно такого жанра, он, вероятно, полюбит читать. Если же с серьезным чтением ему предстоит впервые столкнуться в школе – на текстах о природе, упражнениях по русскому и проч., вероятность снижается.


Что важно кроме скорости?
Количество слов в минуту – спорный критерий. Он и для четвероклассников не совсем показателен, а для дошкольников – вообще не первоочерёден. Вот на что еще следует обратить внимание:
1
читать слова слитно или с небольшой паузой между слогами;
2
прочитывать все слово, вместе с окончанием, не додумывая его;
3
делать маленькую паузу между словами и большую – между предложениями;
4
начинать интонировать (не как студент ГИТИСа, но уже видеть, например, перечисление, отличать вопросительную, восклицательную и нейтральную интонации);
5
отвечать на вопросы по тексту и пересказывать его.
Подпишитесь на обновления!
Оставьте адрес Вашей почты в окошке внизу и получайте бесплатно полезные статьи о подготовке к школе!