Как научить ребенка держать ручку?
Правильный захват ручки и механизм ее движения при письме возможны только в том случае, если все пальцы хорошо гнутся, двигаются, и ребенок может этим управлять. Моторика развивается лепкой (пластилин, глина и т.д.), пальчиковой гимнастикой, играми с мелкими деталями (лего, пазлы и т.д.). Если ребенок в 6 лет не умеет резать ножницами, не может удержать нетяжелые вещи, застегивать самостоятельно пуговицы и молнии – возможно, мелкая моторика развивается медленнее обычного. В таком случае, прежде чем учиться держать ручку, лучше обратиться за консультацией к специалисту.
Конечно, можно обойтись и без этого этапа, научить навыку механически. Однако такое знание пригодится ребенку и во многих других сферах, так что советуем не пропускать его освоение. Когда названия пальцев изучены, намного проще объяснять, как держать ручку, а также напоминать о правилах во время письма – не отвлекая ребенка прикосновениями.
Самая популярная сказка по этому правилу – об укладывании ручки спать. Средний палец в таком случае – кроватка, а указательный и большой – подушка и одеяло соответственно. Такая ассоциация помогает ребенку контролировать сразу два пункта: средний палец снизу, указательный и большой – сверху, накрывают ручку мягко, подушечками.
Если ребенок привык держать ручку не так, в первое время напоминания о захвате могут его расстраивать. Любящие рисование дети нередко откладывают это занятие именно из-за постоянных напоминаний родителей: “возьми карандаш правильно!”.
Чтобы сделать процесс бережным, важно писать и рисовать небольшими отрезками времени, между ними давать руке отдохнуть и расслабиться (подходят массажные мячики или гимнастика).
Если про положение пальцев приходится напоминать часто, предложите ребенку резиновую насадку-помощник для письма. Она сделает правильный захват естественным. Не используйте пластиковые насадки, они могут вызывать неприятные ощущения в руке при исправлении захвата.
Когда правильный захват освоен, важно не переходить сразу к сложным крючкам и, тем более, к прописным буквам. Для начала лучше отработать прямые и волнистые линии, затем фигуры с отрывом от бумаги. Последним (и самым сложным) этапом является именно ведение длинной линии без отрыва. Переходить к нему можно только убедившись, что рука двигается уверенно и правильно.