Как надо держать ручку дошкольнику?

Пристальное внимание к постановке руки при письме у дошкольников стало актуальной темой не так давно. Раньше родители, в первую очередь, обращали внимание на результат письма – буквы в тетради. Ошибки же в захвате ручки замечали только когда они резко бросались в глаза.
В последнее десятилетие этому стали уделять больше внимания. И не случайно! Почерк может быть весьма ровным и при неправильной постановке руки. Но вот зато утомляемость при письме, скорее всего, увеличится. Осанка станет неровной, захочется держать голову ближе к тетради, а значит, может “просесть” зрение. Давайте разберемся, как же правильно держать пишущие принадлежности.
Как надо?
Правильное расположение ручки проще объяснить ребенку, когда он уже знает названия пальцев. Ручка опирается в средний палец, точнее – в сустав. Для ребенка мы называем это “место, где пальчик сгибается”. Далее ручка накрывается сверху подушечками указательного и большого пальцев. Эти три пальца будут давить с разных сторон на ручку при письме. Для регулирования степени нажатия они будут незначительно сгибаться в одинаковой степени.
(листай фото в карусели)
Безымянный палец и мизинец тоже участвуют в письме. Они не складываются к ладони, а подпирают средний палец снизу. Их положение похоже на веер. Движение в них менее активное, но тоже важное. Эти два пальца касаются бумаги.

Мы захватываем ручку на расстоянии примерно ⅙- ⅕ от кончика (отличается у левшей и правшей). Очень важно, чтобы угол между ручкой и столом был 45 градусов.

Как не надо?
Перечисляем самые распространенные ошибки. Другие тоже могут быть.
  • Неправильное расстояние до кончика. Если брать слишком близко, не будет амплитуды письма.
  • Если слишком далеко – амплитуда будет слишком большой, рука быстро устанет.
  • Угол между столом и ручкой больше 45 градусов. Это неестественное положение руки, будет неудобно писать.
  • Нет опоры на средний палец под ручкой (чаще всего дети либо ставят его сверху вместе с указательным, либо упирают не в ту фалангу.
  • Однако, если снизу ручка ни на чем не лежит, она будет просто “проскакивать” нижние элементы букв и цифр.
  • Большой палец не упирается подушечкой в ручку.
  • Он может или опираться фалангой, или подушечкой – но в другой палец.
  • Эволюция сделала большой палец коротким, сильным и отдельностоящим, – чтобы он регулировал направление захвата и движения предмета. Не поставим правильно – не сможем влиять на движение.
  • Безымянный палец и мизинец не на месте. Их либо прижимают к ладони слишком сильно (тогда они не могут принять участие в письме).
  • Или ставят с внешней стороны от среднего пальца (увеличивает напряжение).
Подпишитесь на обновления!
Оставьте адрес Вашей почты в окошке внизу и получайте бесплатно полезные статьи о подготовке к школе!